«МТС Юрент» купила белорусского разработчика электросамокатов

Технологии

«МТС Юрент», развивающая одноименный сервис аренды самокатов, купила белорусскую Eleven, которая занимается разработками в сфере микромобильного транспорта, сообщил РБК представитель российской фирмы. Речь идет о покупке интеллектуальной собственности и разработок Eleven.

На базе Eleven «МТС Юрент» создаст центр, который займется разработкой электросамокатов и других видов шерингового транспорта, а также программного обеспечения и зарядной инфраструктуры. Сотрудники Eleven продолжат работать в объединенной компании. В 2025 году планируется представить обновленную модель самоката, а также локализовать производство в России.

Среди российских игроков в сфере шеринга в принципе нет независимых компаний, которые имеют такой уровень наработок, как Eleven, пояснил РБК представитель «МТС Юрент». Кроме того, разработки Eleven «проверены в эксплуатации в шеринговом бизнесе».

rbc.group

Половина россиян поддержала запрет езды на электросамокатах до 16 лет Общество

rbc.group

Компания не раскрывает сумму сделки. Инвестдиректор фонда SK Capital Сергей Соболев оценивает стоимость всего бизнеса Eleven в $6–8 млн (600–800 млн руб.).

РБК направил запрос в Eleven.

Urent была создана в начале 2018-го в Ставропольском крае Ольгой Стефанюк и Андреем Калининым, первое время сервис работал на юге страны. Весной 2019 года Urent привлекла 150 млн руб. от пула частных инвесторов, среди которых были создатели приложения «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. В 2022 году Urent привлекла 2,09 млрд руб. от МТС и фондов VPE и VEB Ventures. В январе 2024-го 80,6% сервиса купила МТС, после чего он изменил название на «МТС Юрент». Еще 11,03% сейчас принадлежит ООО «ВЭБ ВЕНЧУРС», 8,37% — у Стефанюк. Сервис управляет парком более чем из 150 тыс. электросамокатов. Выручка основного его операционного юрлица, ООО «Шеринговые технологии», в 2023 году составила 5,1 млрд руб., чистый убыток — 7,6 млн руб.

ГК Eleven основана в 2019 году в Белоруссии, занимается шерингом самокатов и разработкой IT-решений для подобного транспорта, включая электронику, трекеры и зарядные станции. Eleven успешно протестировала две модели электросамокатов и имеет в своем портфеле электровелосипед и каргобайк для доставки. По собственным данным, самокаты компании кроме Белоруссии можно арендовать в Тбилиси и Батуми (Грузия), Сколково (Россия) и Алма-Ате (Казахстан). Владельцы и финансовые показатели не раскрываются.

Зачем нужна сделка

Сергей Соболев назвал эту инвестицию правильной и долгосрочной, учитывая, что Москва поощряет локализацию производства и обсуждает преференции для локальных производителей в виде дополнительных квот на парк самокатов. Команда Eleven, по словам Соболева, остается одной из наиболее сильных с точки зрения компетенций в R&D. «Они всегда разрабатывали свои самокаты и одни из первых обсуждали с Москвой локализацию производства на территории технопарка «Москва», — пояснил Соболев.

Главы сервисов самокатов — РБК: «Неотвратимость наказания важнее штрафов» Технологии и медиа

Создание R&D-центра на базе Eleven открывает перспективы для разработки собственных моделей и локализации ключевых компонентов: батарей, зарядной инфраструктуры и софта, объясняет руководитель группы продаж «Альфа-Капитала» Александр Абрамян. «Для компании это возможность снизить себестоимость и повысить маржинальность, особенно на фоне растущего спроса на шеринговые сервисы. Если «МТС Юрент» сможет реализовать эти планы, то перспективы у их бизнеса выглядят довольно убедительно», — предполагает эксперт.

В перспективе трех—пяти лет такое вложение может помочь сэкономить «МТС Юрент» сотни миллионов, возможно, миллиарды рублей на капитальных расходах при закупке новых самокатов и комплектующих, считает глава отраслевого издания «Трушеринг» Юрий Николаев. Полностью локализовать производство очень сложно и дорого, частично в России локализовано производство несложных компонентов и расходников. По мнению Николаева, «МТС Юрент» вряд ли интересовала пользовательская база, количество самокатов или выручка Eleven. «У Eleven получилось не только разработать и запустить производство собственных самокатов, компонентов и программного обеспечения, но и обкатать их в реальных условиях, — поясняет Николаев. — «МТС Юрент» — большой игрок на рынке шеринга самокатов в России, за плечами которого стоит огромная корпорация. С такими ресурсами команда Eleven сможет делать продукт, максимально отвечающий запросам рынка, быстрее и качественнее».

Сейчас в России используются в основном импортные самокаты, преимущественно китайские, в том числе произведенные по заказу шеринговых компаний. «Сервисное обслуживание и ремонт самокатов игроки рынка берут на себя. Тут возможны различные сокращения расходов на обслуживание парка самокатов при наличии своей R&D-лаборатории и сервисных инженеров», — рассуждает Сергей Соболев. Он пояснил, что наиболее частая поломка в самокатах — повреждения тормозного тросика или замена колес, что не требует наличия в штате высококлассных специалистов. А самая дорогостоящая деталь в самокате — батарея, ее ремонт требует более квалифицированных специалистов. «Если у «Юрента» и новой команды получится своими силами разработать BMS-систему (Battery Management System, электронная плата, которая устанавливается на аккумуляторную батарею для контроля процесса ее заряда. — РБК) и повысить эффективность батарей хотя бы на 10–20%, это значительно скажется на эффективности бизнеса», — отметил Соболев.

«Яндекс» анонсировал технологию замедления самокатов при езде вдвоем Технологии и медиа

По мнению директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, проблема локализации заключается в недостатке местных производителей для ключевых узлов самокатов. «Операторы проката занимаются только арендой, им невыгодно углубляться в производство. Например, потребность для самокатов измеряется миллионами штук, и это может стать прибыльным направлением для производителей, но найти подходящего партнера пока не удается», — указала Эрдман. Локализация должна касаться не только мелких деталей, но и ключевых компонентов, таких как рамы и системы управления. «Если у «Юрента» получится реализовать локализацию на таком уровне, это будет большим достижением. Однако на данный момент их модель самоката требует доработки, чтобы стать конкурентоспособной», — отметила Эрдман.

Однако Александр Абрамян напоминает, что использование импортных самокатов делает сервисы зависимыми от возможности новых поставок и валютных курсов. Но построить сопоставимые с китайскими производственные мощности в России очень дорого, поэтому игроки рынка не стремятся к таким капитальным вложениям и продолжают закупки там, где это экономически обоснованно.

С 2023 года «Яндекс» в своем сервисе аренды самокатов использует устройства, разработанные компанией на платформе израильской Wind (группа объявила о покупке последней в 2021 году).

Читайте РБК в Telegram.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Готовые квартиры в новых кварталах

Источник

Игры Xrust представлено множество игр любых жанров, начиная разнообразными аркадами и поиском предметов, и заканчивая стратегиями и симуляторам, в которых каждый сможет найти игру себе по душе.
Оцените статью
Игры Хруст
Добавить комментарий